You are viewing [info]rost_visas's journal

Татьяна Онищенко: Ощущения выбора

« previous entry | next entry »
Apr. 15th, 2009 | 06:49 pm



ТАТЬЯНА ОНИЩЕНКО: ОЩУЩЕНИЯ ВЫБОРА



Генеральный продюсер, креативный директор, ведущая.

2002 - Социальная программа «Где ты, мама?» в 2002 году получила диплом ТЕФИ-регион.

НЕ ХОЧУ ФИЗИКОМ – ХОЧУ ЛИРИКОМ!

– Когда-то мы были детьми и учились в одном классе. Потом ты перешла в другую школу, и больше мы не встречались. Но жизнь довольно часто преподносит нам сюрпризы, и так получилось, что судьба нас свела снова, - теперь уже в «одноклассниках». Как ты жила эти годы? Чем занимаешься сейчас?

– Жизнь, конечно же, весьма сложная и очень занимательная штука. Как головоломка,
которую непременно нужно разгадать, как задачка по стереометрии, где надо мыслить пространственно и постараться найти решение, а ответов на последней страничке этого задачника нет. К тому же во мне всегда боролись физик и лирик – художественная и математическая школа. И как следствие, после школы я оказалась на перепутье. А в результате пошла куда проще и легче, куда без денег – в политех.
В год поступления в институте проводился эксперимент: у кого четыре с половиной балла – средний балл аттестата, тот сдает на некоторые специальности два экзамена. И я не пошла на свою любимую архитектуру, а, сдав математику и физику на пять, прошла на машфак в политехнический. Плакала и говорила маме: «Не хочу!» На что мне ответили: «Нет! Уже поступила! Что время терять, перепоступать куда-то?» Это потом я научилась жить своей жизнью, а тогда нужно было адаптироваться к новой реальности, находить плюсы там, где на мой субъективный взгляд, были одни минусы! К счастью, плюсы нашлись быстро: руководитель агитбригады факультета; руководитель культмассовой работой факультета; победы на всероссийских и всесоюзных конкурсах агитбригад. Вышла замуж. Короче, как сейчас говорят: жизнь наладилась. Институт закончила с красным дипломом и попала по распределению на завод. Но вскоре поняла, что это невозможно: завод и я несовместимы! Дисциплина по принуждению – это не для меня. И хорошо, что у женщин есть прекрасный повод распрощаться с нелюбимой работой: все женщины могут смыться в декрет! Что я с удовольствием проделала дважды. Спасибо заводу – за эти годы я успела родить двух детей! Через некоторое время и завод понял, что он и я несовместимы, и сократил меня к обоюдной радости нас обоих! Но за это время я все же успела внести два рацпредложения и разработать программу для автоматизации простых конструкторских операций, отчего конструктора были в шоке – это означало, что часть из них придется сократить.

После заводского сокращения пошла устраиваться в армию. Тест подготовила быстрее всех. Слов в тесте написала больше всех – не взяли! Сказали, что у меня слишком творческая натура! Пошла в вечернюю школу физиком и поняла, что мне нравится работать с детьми! Мысль поменять жизнь стала постоянной. Не хочу физиком – хочу лириком! Стала искать искусствоведческое отделение в каком-либо вузе страны. Нашла в Екатеринбурге и поступила на заочное. Открыли подобное в Саратове – перевелась в Саратов. Я так не училась никогда! Взахлеб! С увлечением! Пришла в другую школу учителем рисования! Сделала его главным предметом. Объяснила, зачем нужен этот предмет! Разработала свою программу! И вот они, горящие глаза детей, выставки моих учеников в областном музее, победы в конкурсах… Вскоре закончила искусствоведческий институт. И теперь у меня высшее художественное образование и диплом по сюрреализму! Вот она – мечта! Переезд в Саратов. Приход в новую школу! Директор: «Как вы с таким тихим голосом сможете держать дисциплину?»
- «Я могу их держать не голосом, я могу их удержать интересом к предмету». Недоумение в глазах директора. Смогла!

Чуть позже мне предложили стать старшим методистом по изобразительному искусству и мировой художественной культуре. Поняла что здесь все достигнуто. Дальше – потолок. А столько резервов! Пришла на телевидение: «Возьмите меня, я талантлива! Я могу объяснять людям так, как никто». Директор телекомпании: «Передачи по искусству снимать не дам! Ну, кем я тебя возьму?»

Взяли менеджером по продаже рекламы. Увидев на своем канале строчку: «требуется режиссер рекламы» пошла на кастинг. Дали несколько тем. Я написала по пять сценариев на каждую тему и выиграла – меня взяли. Горжусь! Еду в автобусе, а в кармане пропуск. Я пока не знаю, как буду снимать и что такое режиссер? Но на пропуске написано: «режиссер». И сердце прыгает от счастья… Я читаю: лопачу тонны книг по режиссуре, по операторскому искусству, по технологиям монтажа. Учусь. Учусь. Учусь. С удовольствием! У всех подряд – не стыдно. Снимаю – заказчик доволен. Придумываю сюжеты – заказчик доволен. Мои идеи продают товары – заказчики довольны!.. Разработки телевизионных программ, поиски спонсоров – бег по кругу. Ритм телевидения безумный. Отсев, как в спорте. Не получается, результатов нет – освободи место другому. Приходят многие, остаются единицы. Первая передача. Вторая передача...

Раннее утро – сидим с редактором. Придумываем. Родилась идея передачи: «Где ты, мама?» Про детей, которые никому не нужны. У которых нет мамы и папы. Открыли телефонный справочник и набрали номер первого попавшегося на глаза детского дома. Приехали. Поначалу было страшно. Этично ли? Как к этому отнесутся дети? Директор: «Этично! Главное что они ждут, чтобы за ними пришли! Любой шанс – это этично.»

Первая программа. Девочка берет меня за руку и ведет к игрушкам: «Мама! Пойдем, у нас есть игрушки и моя кроватка! Давай покажу.» Комок в горле. Потом я часто буду слышать подобное от тех кому пять, шесть, десять и двенадцать лет… И все говорят: «Вот когда за мной придет мама...»
Все ждут главного чуда… Недавняя съемка. Разговор с малышом. Ему пять лет. Он всех лупит. Ему подарили на день рождения машинку – у него ее отнимают, а он не дает, –дерется. Сидит с ней. Читаю ему книжку «Дядя Степа». Подыскиваю слова, что бы сказать, что вот какой умный мальчишка, цитирует целые страницы, и хочется, чтобы ему читали эту книгу дома, а не здесь. Камера держит нас в фокусе. И вдруг он поднимает на меня глаза и говорит: «Когда придет мама, я ей подарю эту машинку» ... и добавляет тихо: «а она не приходит.» У нас с оператором шок. Я поднимаю глаза на камеру: мне добавить нечего… – «Вы все слышали».

ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ!

– Ты даже не представляешь, как увлекательно рассказываешь о своей жизни, как интересно тебя слушать! Интересно буквально все! Но сегодня, сейчас, я предлагаю поговорить о работе на телевидении, о твоей, на мой взгляд, очень важной и проблемной передаче «Где ты мама?» Расскажи, что послужило толчком к созданию передачи?

– Семь лет назад родился проект «Где ты, мама?» Никто не знал, нужен ли он. Никто не знал, в каком виде он нужен. Любая творческая вещь, будь то передача, книга, песня, рождается когда приходит время. Это как с ребенком, который уже есть, но которого еще нет. Много спорных вопросов. Нужен ли он? Что с ним делать? Какой он будет? Где брать деньги, чтобы его растить? И тогда было так же... И, наверное, каждая мама, которая лежала когда-либо со своим приболевшим малышом в больнице, помнит, что в кроватке по соседству лежал брошенный ребенок – отказник. Это обычно первое столкновение с той, другой жизнью, с тем чужим параллельным миром, где дети живут без мам. Я уже не скажу, кто это был, мальчик или девочка. Но хорошо помню запах застиранных пеленок и свои первые ощущения от столкновения с несправедливостью и жестокостью. И в памяти навсегда остались ощущения выбора. Ты можешь взять этого ребенка на руки, потому что дети не бывают ничьи. А можешь пройти мимо, потому что – бывают. Я прошла мимо. Но память об этом эпизоде унесла с собой.
Подрастал мой сын, а я помнила те пеленки и тот запах, и чувство предательства по отношению не к моему ребенку...
Понимаешь – чужих детей не бывает!
По всей вероятности это и послужило толчком к созданию программы. Я понимала, что невозможно забрать каждого малыша, но возможно каждому из них найти свою маму.
Что такое благотворительность? Многие приходят к этому. Привозят подарки для детей-сирот. Игрушки, телевизоры, одежду. Это им необходимо. Но играть подаренными игрушками и смотреть привезенный добрым дядей телевизор ребята будут в том же детском доме. И это будут казенные игрушки и казенный телевизор. Как и казенные мамы – воспитатели. Поэтому мы решили искать для каждого малыша свой дом и свою маму.
И сейчас много споров на тему: Зачем вы показываете детей, это не этично?! Гораздо лучше и проще показывать заснятые по старинке сюжеты на устоявшуюся в сознании людей тему: «Как плохо живется сиротам». Или: «Как хорошо им живется в конкретном детском доме (в зависимости от того, чей заказ)». Да нельзя таким образом подходить к столь сложному, столь злободневному вопросу! Потому что дети не должны жить в детском доме! Хорошо или плохо. Они должны жить в своем доме! Со своей мамой! Со своими игрушками! Со своим телевизором! В этом все дело. Это главное!

Я думаю, ты знаешь, что рождение программы всегда сложный и кропотливый процесс. В голове выстроена структура. Написаны вопросы и примерные ответы на них, и ты впервые едешь в детский дом. Тебе кажется, что ты все знаешь и все продумал. Как построить сюжет и как заинтересовать зрителя. И тут тебя за руку берет малыш и говорит тебе: «мама». И мир рушится, и планы вылетают из головы, и комок в горле. Это противоестественно. Ну не имеет права чужой ребенок называть тебя мамой. Если он это сделал, значит, у тебя нет пути назад. Ты должна взять его на руки и унести домой. Потом это будет повторяться часто. И каждый раз хочется взять малыша на руки, и каждый раз ты понимаешь, что этого делать нельзя. Их много и нельзя, никак нельзя привязываться и привязывать. Нельзя обмануть надежд и нанести еще одну травму. Шрамы от этих травм не зарастают и у каждой обманутой надежды своя история… Разве могут зарасти шрамы у малыша, которому два с половиной года. У ребенка, которого мама оставила поздней осенью одного на лавочке возле подъезда. В колготках и рубашечке. Без ботиночек и куртки.
После показа истории о найденыше Руслане, в программе на редакцию обрушился шквал звонков. Все хотят усыновить малыша! Ребенок уходит в семью! У него появляется мама! Первая победа! Наш первый малыш уже дома!..

Каким порошком Вы стираете белье? Какой зубной пастой чистите зубы?

Сила Телевидения огромна! Каждая программа собирает миллионные аудитории. Рекламное время стоит огромных денег. Телевидение – Средство Массовых Коммуникаций. Четвертая власть.



Мы ищем спонсоров. И не находим. Мы обращались к чиновникам и депутатам. Они не понимают, на что должны давать деньги. Они покупают игрушки и отвозят в детские дома. Все улыбаются, и никто не хочет дать денег. Программу грозятся закрыть. Вся съемочная бригада работает на голом энтузиазме. Нет прибыли – нет гонораров. У нас первая победа! Какие гонорары! Только бы не сняли с эфира.

А вот история про Дениса, мальчишке четырнадцать лет. Некоторые люди считают, что в четырнадцать лет уже поздно искать маму. Они не правы. Мама оставила Дениса на вокзале. Ушла, и не вернулась. Он ждал ее. А она не вернулась. Наверное заболела или умерла. Денис играет для нее на гитаре. Он надеется.
После программы звонок! У мальчика в другой области, в районном Сердобске нашлась бабушка! Оператор съемочной группы сажает мальчишку в машину и везет в Сердобск! Вторая победа! Кому нужны Ваши гонорары?

НАС ВИДЯТ ДВА МИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК

– Каждый человек сам выбирает путь и каждый поступает так, как считает нужным. Делает то, что он может сделать. Кто-то дарит детям игрушки и одежду, кто-то готовит передачи о детях и для детей. И то, и другое бесценно по значимости. Но неужели есть люди, которые не просто равнодушны, но еще и пытаются, делают все возможное для того, чтобы передачу закрыли?

– Эта программа всю жизнь боролась за выживание. Но к счастью, ее не закрыли. Бывало, что сокращали время. Я ругалась и плакала, и ходила в люди. И просила поддержки, а попросту денег. Это до того банально. Но теперь я знаю, сколько стоит доброта. На все есть свой прайс. А первую поддержку получили оттуда, откуда и не ждали – от казино-ресторана. По началу мы даже не знали как поступить, как вставить в программу о детях ролик: Программа выходит при поддержке казино-ресторана. Как-то не по-людски. По-людски, - чтобы при поддержке областной думы, правительства... ну, банка, наконец. Но чтобы казино-ресторана… Низкий им поклон - они первые в нас поверили, когда не верил никто. Когда делаешь какой либо благотворительный проект, то мир, с которым ты работаешь, неожиданно оголяется, и ты смотришь на него, как будто сквозь рентген. И на этом рентгене сразу видны все болезни человеческой души. Есть чистые души, есть грязные. И это независимо от того, какое служебное положение или, более того, положение в обществе занимает человек. Это может быть чиновник, депутат или владелец казино. Главное, здесь мы вместе. Все вместе. И наплевать на самом деле, какие у них мысли и какие цели… Главное, чтобы программа выходила. Сейчас по прошествии семи лет, когда только по нашей программе усыновлены и взяты под опеку триста восемьдесят семь детей, когда программа стала узнаваема, когда она стала тиражироваться по всей России - только теперь ей дают гранты, генеральный спонсор – банк, и последние несколько лет нас поддерживает стоматологическая клиника. И инвесторы этих заведений по настоящему замечательные люди. В результате мы получили возможность перейти на более рейтинговый канал РТР и вещать на область… Теперь нас видят два миллиона человек! Но иногда становится страшно, а вдруг кто-то откажет и снова придется просить. Ненавижу просить… Но все равно буду… Тем более, что прошу не за себя - за детей… за тех, у кого самый главный вопрос, который они задают в пустоту и нам с вами и который звучит очень просто: «Где ты, мама?».

– Ты говоришь, что на все есть свой прайс и всему есть цена! Так сколько же в таком случае стоит забота о детях? Сколько стоит доброта?

– По-разному. Каждый назначает свою цену. Телевидение - свою, за размещение программы в эфире. Те, с помощью кого мы платим за эфир, – свою. Каждому платят гонорары, а меня при этом еще и узнают на улицах. Доброта стоит по-разному. Стоимость каждого выхода – очень высока. Потому, что расписана практически каждая минута. И на каждую минуту есть свой прайс. Потому что эфирное время можно продать и разместить там рекламу. А мы размещаем не коммерческую, а социальную программу. В которую не вставишь рекламу. Мы просто можем сказать спасибо тем, кто помогает, и тем самым поднять им имидж. Если про кого-то говорят, что он хороший человек, что он помогает детям и всем в долг дает и добрый, и не пьет… Это что реклама? Или просто добрые слова? Ведь люди-то относятся к нему после этого лучше. И тоже идут в долг просить. Вот и судите сами. Я одно могу сказать. Я премного благодарна тем, кто с нами. И я буду говорить о них. Это реклама или просто добрые слова? Это мои триста восемьдесят семь детей, у которых теперь есть возможность быть рядом с мамой. Я знаю людей, которые помогают. И, делают они это не ради рекламы, а от чистого сердца. А я буду благодарить их. Потому что нужно говорить людям спасибо. И спаси их Бог. Они делают благое дело. И без них его не поднять. Сколько стоит доброта? Она бесценна. Она в сердце у каждого. Я нашла свой путь делать добро. Все кто сейчас со мной – это добрые люди. Вот так, одноклассник. Очень сложный вопрос.



ДОБРО ДОЛЖНО СТАТЬ НОРМОЙ ЖИЗНИ

– Вот уже несколько лет ведутся дискуссии на тему усыновления детей-сирот иностранными гражданами, и ни для кого не секрет - об этом не единожды писали, - что бывают случаи издевательств над детьми, получившими опеку за рубежом. Поступает ли в адрес «Телемира» информация о детях усыновленных благодаря передаче, и есть ли среди усыновителей иностранные граждане?

– Немногим раньше эта тема была на первых страницах газет и поднимала рейтинги в ток шоу. Любая тема может быть модной и не очень. Сейчас мода на нее схлынула. Последняя новость марта - апреля – дело с усыновленным мальчиком Глебом. На этой теме нагрели руки и журналисты, и политики. Но нет худа без добра. Зашуршат, засуетятся теперь органы, которые должны шуршать и суетиться и в «мирное время ».

В любой стране, скажу я тебе, не без уродов. И сейчас многие рассуждают о патриотизме. Но ответь, почему не патриотично отдавать ребенка в семью за границу? Иностранцы ведь берут и больных. Наши не берут здоровых. Да ведь это слишком поверхностный взгляд на существующую проблему. У нас в России три крайности: Осудить! Заклеймить! Запретить!
Так не должно быть! И шум поднять, и руки нагреть, и не затратить ни копейки! А проблема-то в другом! Закончился год семьи. Начался год молодежи. Заканчиваем решать проблемы семьи. Начинаем решать проблемы молодежи. Подняли процент усыновления. Теперь будем поднимать другие проценты. Все в параллели должно идти!
Нужно пропагандировать образ жизни, в котором приемный ребенок - такая же обыденность как свой. Мне очень нравится слоган благотворительной организации в Питере: «Посадить дерево, построить дом, вырастить приемного ребенка». Нужно эту тему перевести из разряда «Вау! А Васька-то приемный! Только никому не говори!» В разряд «И у Сашки приемный братик есть. А у нас, мама, - нет!» Добро должно стать нормой жизни. И размещать такие программы, писать такие статьи, и не обязательно только о теме усыновления, а поднимать любые социальные темы на наших каналах и в наших изданиях и это должно быть законодательно обязательным. Такой-то процент социальных тем. И не дай Бог займешь это рекламным блоком! Вот тогда – Осудить! Заклеймить! Запретить! Только тогда что-то сдвинется с места. СМИ – четвертая власть, так дайте работать на благо общества! А не ходить с протянутой рукой. И мы решим!
А судьбу ребятишек мы отслеживаем. В основном, все хорошо! Но бывает и так, что возьмут, поиграют, надоест и обратно сдали, – как щенка.. Это не редкость. Это пять процентов от всех усыновленных детишек. Поэтому не устаю повторять: Семь раз отмерь и один раз отрежь! Молодой муж с молодой женой притираются, пока не найдут общий язык, а здесь душа ранимая. Уже израненная… Когда малыша решил в свой дом взять, готовься к тому, что берешь его не ради себя, чтобы удовлетворить амбиции, быть как все, с ребенком. Бери его ради него! Тогда все получится! Есть старинная русская поговорка: Берешь в дом приемное дите, - берешь в дом Бога.

– Время так уплотнено, что нечестно отрывать тебя от работы и повседневных дел. Но, тем не менее, я не могу не спросить, существует ли какая либо организация, работающая бок обок с телекомпанией? Существует ли фонд, на счета которого приходят деньги для оказания помощи детям-сиротам?

– В этом году мы создали новую общественную организацию «Где ты мама?» и я её возглавляю. Это осознанный шаг, к которому привели годы работы над программой. Совершенно неожиданно со временем программа стала центром взаимодействия всех, кто так или иначе связан с этой проблемой. Перед организацией стоит много вопросов, которые необходимо решить. Скоро мы открываем сайт «Где ты мама ?», на электронных страницах которого, потенциальные усыновители смогут увидеть ребят, и у каждого детского дома будет своя Интернет-страничка, и дети смогут общаться между собой и со своими новыми друзьями, а психолог ответит на все интересующие вопросы. Мы планируем открыть «Школу приемных родителей» и Школу «Дорога в жизнь » для ребят, живущих в детских Домах, учащихся последних классов. В этой школе их будут учить ходить в магазины и чистить картошку. Расплачиваться в супермаркетах и рассовывать в холодильник продукты. Они ведь даже элементарных вещей не знают, где пельмени хранить, и моют ли макароны перед варкой. Как сесть в транспорт и т. д. В этом вопросе будут помогать волонтеры. Будет телефон горячей линии, где психологи дадут ответы тем, кто уже взял малыша на воспитание или только собирается взять. Дел, скажу я тебе, очень много! Требуются и люди, и деньги. Но я абсолютно уверена, что мы справимся.
На носу ежегодный благотворительный марафон. Мы собираем списки из детских домов и списки тех, кто хоть чем-то может помочь, и уже помогает. Конечно, сейчас и правительство помогает, но все равно, много вопросов остается нерешенными! А в сентябре планируем провести фестиваль детских программ и программ, посвященных детству! Вот так! Жизнь продолжается! И спустя семь лет, я хочу сказать: Это только начало!

– Татьяна, я верю, что у этого начала будет достойное продолжение. Верю, что все будет хорошо и, что благодаря передаче и общественной организации, которую ты возглавляешь, еще много мальчишек и девчонок найдут своих мам. Удачи тебе!

– Спасибо!

Беседу провел Ростислав Иванов (Вариант для блога)

Саратов - Донецк
Апрель 2009 года

Link | Leave a comment | Add to Memories | Share

Comments {7}

Ростислав Иванов

Где ты мама?

from: [info]rost_visas
date: May. 11th, 2009 01:27 pm (UTC)
Link

Более подробную информацию о передаче Вы можете посмотреть на сайте ТелеМир: http://www.telemir-saratov.ru/

Reply | Thread

(Deleted comment)

Ростислав Иванов

(no subject)

from: [info]rost_visas
date: Feb. 11th, 2011 04:45 am (UTC)
Link

Спасибо!:)

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Ростислав Иванов

(no subject)

from: [info]rost_visas
date: Feb. 11th, 2011 05:00 am (UTC)
Link

Нет!

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Ростислав Иванов

(no subject)

from: [info]rost_visas
date: Feb. 19th, 2011 03:34 pm (UTC)
Link

Спасибо!:)

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Ростислав Иванов

(no subject)

from: [info]rost_visas
date: Feb. 19th, 2011 05:54 pm (UTC)
Link

Нет! А что это?

Reply | Parent | Thread

Классный блог!

from: [info]kailaacyw
date: Feb. 19th, 2012 05:39 pm (UTC)
Link

И все же, многое остается не ясным.

Reply | Thread

Ростислав Иванов

Re: Классный блог!

from: [info]rost_visas
date: Feb. 20th, 2012 04:18 am (UTC)
Link

Что, например?

Reply | Parent | Thread